Jazz Faces: Джаз и тенор-саксофон

Джаз и тенор-саксофон

 

Тенор-саксофон

Альт-саксофон, без сомнения, является центральной фигурой боп-направления (40-50-е), но вместе с тем, ни один хороший свинг в 30-е (эпоху биг-бэндов) не обходился без сочных, насыщенных звуков тенора.
Величайшие саксофонисты эпохи: Лестер Янг (Lester Young), Колеман Хоукинс (Coleman Hawkins), Бен Уэбстер (Ben Webster), — в самых лучших клубах Нового Орлеана и Канзас Сити доводили свое искусство до совершенства, становясь живыми легендами. В то изумительное время, когда в головах великих лишь возникали первые стандарты, сладкие, сочные фразировки, вся Америка была одним большим джаз-материком.

ККолеман Хоукинс (Coleman Hawkins (21.11.1904 — 19.05.1969)) — отец саксофона и первый выдающийся солист-импровизатор. Именно Хоукинс прекратил моду на коллективную импровизацию, показав, что джаз может быть искусством одного, звездного солиста. Его особенная техника и исполнительские манеры, открытость новому сделали Хоукинса не только блестящим мастером, но и самым выдающимся саксофонистом эпохи свинга.

ББен Уэбстер (Ben Webster (27.03.1909 — 20.09.1973)) стал первым обладателем субтонового звука. Наравне с Хоукинсом, он оказал колоссальное влияние на развитие солирующей исполнительской формы. «Играйте без всяких там бопов-шмопов», —  мимоходом бросил Уэбстер Паркеру и Гиллеспи во время посещения клуба «Минтон». Ребята совет приняли и стали играть «бибопы». Послушайте альбом «Art Tatum Meets Ben Webster» (1956).

ЛЛестер Янг (Lester Young (27.08.1909 — 15.03.1959)) — отец джазовой фразировки, плавный романтичный и, пожалуй, самый обожаемый женщинами саксофонист. Если не верите, спросите об этом Билли Холидэй, в их совместных альбомах. Она-то уж толк знает. Янга часто называли главным конкурентом Хоукинса, впрочем, в отличие от последнего, Лестер был более консервативен. За любовь к Франции, его большие губы в шутку любили называть «лягушачьими».

ДДжон Колтрейн (John Coltrane (23.09.1926 — 17.07.1967)) — великий музыкант второй половины XX века. До середины 50-х, он оставался практически неизвестным. Все изменилось после начала сотрудничества с Майлсом Дэвисом. По истечению шести лет совместной работы с Майлсом, Колтрейн соберет собственный звездный квартет, работа с которым, окажет самое значительное влияние на современников и развитие авангардного джаза. Убежденный последователь культов «Вуду», Колтрейн остается одной из самых противоречивых фигур в джазе. Композиция «Naima» звучит невероятно, именно в его исполнении.

ДДекстер Гордон (Dexter Gordon (27.02.1923 — 25.04.1990)),  наравне с Хоукинсом,  один из первых стал играть бибоп на тенор-саксофоне. В 40-е было поверье, что боп — музыка альтистов, к которым принадлежал Паркер и Ститт, поэтому, когда на горизонте появился молодой тенор-саксофонист по имени Декстер Гордон, многие не сразу признали его мастерство. Его блестящая игра во всем известном фильме Round midnight (1986) не может оставить слушателя к нему равнодушным: ни как к человеку, ни как к мастеру. Декстер обладает особенной мощной и полнозвучной манерой исполнения. Его влияние на последующих тенор-саксофонистов неоценимо.

ССтэн Гетц (Stan Getz (02.02.1927 — 06.06.1991)) заслужил себе особенное место в мире джаза. Король босса-новы, чье сладкое, где-то даже слащавое звучание узнается с первых нот. Заметное влияние на юного Гетца оказал его кумир — Лестер Янг. В 1962 г. историческое исполнение Гетцем композиции Антонио Жобима «One Note Samba», навсегда включило его в список величайших тенор-саксофонистов эпохи.

ССонни Роллинз (Sonny» Rollins (07.09.1929)) — живая легенда. В этому году ему исполниться 84 года. И дело не только в том, что за свою долгую жизнь, он переиграл со всеми легендами джаза и лучшими музыкантами многих поколений. Роллинз всегда был одним из лучших. Чего только стоит, его поединок с Джоном Колтрейном на пластинке ‘Tenor Madness’,  (1956). А ведь многие до сих пор считают, что Сонни, все-таки сделал великого мастера.

ДДжошуа Редмен (Joshua Redman (01.02.1969)) — восходящая звезда «сакса» и сын Дьюи Редмана. Сегодня его все чаще называют современным двигателем экспериментального джаза. Джошуа и его традиционный акустический джазовый квартет используют самый прогрессивный подход в современном звучании. Создавая сложную музыку, в первую очередь ритмически и технически, она, в то же время, остается богатой гармонически и мелодически, а так же не лишенной эмоций.

ДДжеймс Картер (James Carter (03.01.1969)), наравне с Редманом и Крисом Поттером — один из ярчайших сегодняшних саксофонистов, обладающих непревзойденной техникой исполнения. Главная черта этого саксофониста — контроль над динамикой произведения, потрясающее глубокое понимание фразировки. Картер использует всю палитру саксофонов и за выступление меняет трость по нескольку раз. Его глубокое знание традиции не мешает новым экспериментам, а звучание остается особенным и насыщенный. Воображение Джеймса, воистину не знает границ и, на мой взгляд, это лучший саксофонист современности!

Виктор Радзиевский, мл.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.