Jazz Faces: Джаз и труба

Jazz Faces: Джаз и труба

Труба

Труба — самый джазовый инструмент, ведь не случайно считается, что она хранит в себе душу джаза. После заката регтайма в первой четверти двадцатого века (после первой мировой) и появления таких традиционных жанров, как новоорлеанский джаз, диксиленд, чикагский школа и других, труба стала своего рода символом джаза. Уже после, первенство трубы символично отнял саксофон.
Давайте поговорим о трубе и вспомним ее историю от непревзойденного короля джаза, великого Луи Армстронга, ученика легендарного Кинга Оливера (кому труба обязана своей популярностью), отца бибопа — Диззи Гиллеспи, который демонстрировал мастерство на грани с возможностями человеческого тела, далее перейдем к прохладной манере Майлса Дэвиса, к человеку, создавшему весь современный джаз во всем разнообразии стилей, и, наконец, завершим цикл, вероятно одним из лучших трубачей современности — Артуро Сандовалом, чья манера исполнения столь пронзительная и резкая, что порой выходит за рамки даже джазовых приличий.

ЛЛуи Армстронг (Louis Armstrong (04.08.1901 — 06.07.1971)) — первый гений джаза. Для того чтобы оценить величие и вклад этого невероятного человека в джаз, мы проведем простой эксперимент: я скажу слово «джаз», а вы ответите мне, какая у вас появилась первая ассоциация. В 30-е, не было трубача, который бы не подражал его манере исполнения. «Луи сделал для трубы больше, чем кто-либо другой» — Диззи Гиллеспи. Посол мира и доброй воли ООН, Армстронг музыкой останавливал войны, а его белоснежная улыбка была знаменем искренности и всего лучшего, что есть в человечестве. После десяти лет тяжелей борьбы с раком, в 1970, за год до смерти, его знаменитые слова к песне «What A Wonderful World» прозвучали на всех радиостанциях мира: «And all I’m saying is, see what a wonderful world it would be if only we would give it a chance. Love, baby, love. That’s the secret. Yeah.» (И я всегда говорю, посмотри как прекрасен мир, и это будет так, если мы дадим ему шанс. Любовь, малыш, любовь. В этом секрет.)


ГГенри «Ред» Аллен (Henry «Red» Allen (07.01.1906 — 17.04.1967)). Не важно, царил ли на улицах свинг или же бибоп, Аллен всегда оставался верен традиционным направления джаза. В рассвет бигбендовского свинга (30-40 гг), Генри возглавил так называемое движение за нью-орлеанский ренессанс (возвращение к традиционному стилю). Исполнительский стиль Аллена близок к Армстронгу, но отчается более мягкой техникой легато. Аллен был непримиримым противником бибопа.


РРой Элдридж (Roy Eldridge (30.01.1911 — 26.02.1989)) — один из самых ярких трубачей золотой эпохи свинга. Вместе с тем, Рой всегда эмоционально реагировал на смену музыкальной погоды. Например, когда свинг уступил свое место бибопу, Рой утопил это на дне стакана и почти не давал концертов вплоть до начала 50-х гг. Впрочем, очень скоро он стал осознавать свою уникальность, а хороший пример Армстронга и Аллена, которые остались верны себе, вдохновил его на новые свинговые проекты с Оскаром Питерсоном, Колеманом Хоукинсом, Каунтом Бэйси и Эллой Фиджеральд.


ККлиффорд Браун (Clifford Brown (30.10.1930 — 26.06.1956)). Этот изумительный трубач прожил всего лишь 26 лет (В 1956 году попал в аварию на дороге), и только последние четыре года своей жизни он записывал альбомы. Вместе с тем, даже за этот короткий период, степень его влияния на последующих трубачей оказалась столь велика, что Клиффорд Браун до сих пор занимает одно из самых значимых мест в истории джаза. Одна из невоспетых заслуг Кллифорда, заключается в здоровом образе жизни. Мода на героин и алкоголь, которые ввели Чарли Паркер и леди Дэй, после появления на небосклоне Клиффорда медленно пошла на спад. Впрочем, здесь Брауна традиционно поддерживал Гиллеспи. Лучшие работы Клиффорда пришлись на годы сотрудничества с Максом Роучем (Max Roach) и его квинтетом (1954-1956).


ДДиззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie (21.10.1917 — 06.01.1993)), пожалуй, самый виртуозный трубач в джазовой истории. Очень хорошо  о Гиллеспи написал Скотт Барнхар (исследователь джаза, трубач, участник оркестра Каунтра Бэйси) в своей книге «Мир Джазовой Трубы»: » … в то время, когда Диззи с Чарли Паркером и другими начал устраивать джем-сешны на всю ночь, когда они создавали эту новую музыку — бибоп, он играл часами, много часов подряд, чаще всего соревнуясь с выходящими на сцену музыкантами, пытаясь их „зарезать“. Он никак не мог позволить себе поддаться усталости и заставлял себя продолжать, когда другие трубачи уже выходили из строя — то есть когда и его мышцы уже начинали сдавать… Никто в мире не потянул бы играть на трубе так и в таких количествах, как играл он в сороковых годах. Музыканты, критики, слушатели — всех их он заставил сосредоточиться на том, что он играл». Невероятно плодотворный, Гиллеспи вырастил поколения первоклассных музыкантов и занят одну из главных ниш в джазовой истории.


ММайлз Дэвис (Miles Davis (26.05.1926 — 28.09.1991)) — наравне с Армстронгом, Эллингтоном и Паркером, считается наиболее значительной фигурой в джазе. Весь современный джаз, по большому счету, и есть Майлз Дэвис. Он был основоположником целого ряда течений, таких, например, как кул-джаз (The Birth of Cool 1949), модальный джаз (Kind of Blue 1959), джаз-рок, фьюжн (In a Silent Way, Bitches Brew 1969). Интересно, что сам Майлз как-то признался, что всегда мечтал обладать такой техникой, как Диззи Гиллеспи. Один из критиков тогда заметил, что миру не нужен второй Диззи, но очень бы пригодился еще один изобретатель и экспериментатор как Майлз. После концерта Битлз в США в 1964 году Дэвис сказал: «Джаз умер. Это камерная музыка». Тем не менее, именно благодаря Дэвису рок и другие жанры, которые можно вместить в понятие «fusion», стали источниками вдохновения и новых идей для современного джаза.


ЧЧет Бейкер (Chet Baker (23.12.1929 — 13.05.1988)). «Одинокий мастер грусти», как назвал его журнал «Down Beat». Чет наравне с Джерри Маллиганом оказал самое сильное влияние на развитие модер и кул-джаза, а так же являлся одним из заметных представителей «третьего течения».  Бейкер играет романтично, трогательно, а где-то даже наивно. В вокале Чет отличался мягкой лирической манерой исполнения и необычно высоким, почти юношеским голосом. Этот великий трубач покончил с собой, выбросившись из окна отеля «Prins Hendrikkade» в Амстердаме в 1988 году.


ВВуди Шоу (Woody Shaw (24.12.1944 — 10.05.1989)) — один из великих бэнд-лидеров и композиторов второй половины XX века. Вуди сильно расширил джазовый «лексикон» трубы не только с точки зрения техники, но и гармонии, чем заслужил к себе особенное расположение, даже, со стороны таких мастодонтов как  Гиллеспи и Дэвис. Обладая фотографической памятью, Вуди никогда не видели на сцене с нотами, более того, он почти дословно и удивительно точно мог воспроизвести каждый фрагмент любой увиденной им аранжировки, вплоть до отрывков из джем-сейшенов годовалой давности. Своим кумиром, Шо называл Клиффора Брауна.


ААртуро Сандовал (Arturo Sandoval (06.11.1949)) — внес неоценимый вклад в объединение джаза и латиноамериканской, кубинской музыки в частности. Будучи учеником Диззи Гиллеспи, Сандовал уже тогда поражал своей техничностью и неординарность в вопросах звукоизвлечения. Он обогатил джаз во многом за счет креольских новшеств, умноженный на его собственный талант фразировщика и неукротимый латиноамериканский темперамент. Сэндовал всегда остается ярким и неподражаемым, а его трубу, вы без труда узнаете с первых нот.

P.S. К сожалению, не удалось включить в обзор Фредди Хаббарда (Freddie Hubbard) и Уинтона Марсалиса (Wynton Marsalis).

Виктор Радзиевский, мл.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.