Jazz Faces: Джаз и фортепиано

Джаз и фортепианоДжаз и фортепиано.

В джазе фортепиано всегда занимало особое положение. Первые фразировки, импровизации родились на черных и белых клавишах в головах таких знаменитых пианистов, как Скотт Джоплин (Scott Joplin), Джелли Ролл Мортон (Jelly Roll Morton), Джордж Гершвин (George Gershwin). Эту тройку недаром называют вдохновителями джаза. Они стояли у истоков джаза в самом широком смысле слова, а некоторые, как например Джелли Ролл, даже пытались запатентовать изобретение (первый джазовый сноб).

ААрт Татум (Art Tatum (13.10.1909 — 05.11.1956)) — легендарный учитель Оскара Питерсона и первый виртуоз. Был практически слеп. Одни называют Татума грубым и однообразным, другие уверены, что Татум намного обогнал свое поколение пианистов, играя в золотую эру свинга вещи столь сложные в исполнении, что публика долго переваривала услышанное. К сожалению до нас дошло очень мало его записей.

ДДюк Эллингтон (Duke Ellington (29.04.1899 — 24.05.1974)) — фигура этого музыканта и композитора столь значительна, что не хватит слов, чтобы описать степень его вклада, не только в джаз, но и в искусство ХХ в целом. И все же, есть одно просто правило: если вы слышите свинг, то с вероятностью в 49% окажется, что он написан стариной Дюком! Другие 49, как вы правильно догадались, останутся за Луи Армстронгом. Обратите внимание на его аранжировки Чайковского «The Nutcracker Suite» (1960). Посмертно награждён Пулитцеровской премией.

ККаунт Бэйси (Count Basie (21.08.1904 — 26.04.1984)) — один из самых значительных пианистов эпохи свинга. Почерк оркестра Бэйси и его самого не трудно узнать, а его ставшие историческими пассажи играет любой начинающий пианист в джазовой школе. Армстронг как-то сказал про игру Бэйси: «У этого парня найдется блюз на каждый день». Оркестр Бэйси, до сих пор остается одним из ведущих биг-бэндов мира.

ТТелониус Монк (Thelonious Monk (10.10.1917 — 17.02.1982)) — самая несуразная и противоречивая фигура в джазе. Последователь культа сна, Монк не просто может загипнотизировать вас своей игрой, но и буквально оставить сидеть с открытым ртом. Удивительно то, что вы и не заметите, как влюбитесь в это ломанное звучание раз и навсегда! Монк полагал, что естественное состояние человека — сон, а его нелепые головные уборы ввели целую новую моду среди джазовых музыкантов.

ООскар Петерсон (Oscar Peterson (15.08.1925 — 23.12.2007)) — один из самых ярких и виртуозных пианистов за всю историю джаза. Вслушайтесь в его игру и вы услышите отголоски близкого знакомства молодого Оскара с Артом Татумом. Петерсона часто сравнивают с пантерой: его невероятно быстрые пассажи, словно броски, а мягкая, плавная игра напоминают движения кошки. Композиция «You look good to me», одна из лучших в его арсенале.

ББилл Эванс (Bill Evans (16.08.1929 — 15.09.1980)) — невероятно лиричный и романтичный пианист. Построенные им в процессе импровизации аккорды словно автограф — узнаваемы и неповторимы. Вряд-ли найдется пианист способный повторить, или скопировать Билла достаточно хорошо, чтобы оставить схожее впечатление.

АМаккой Тайнер (McCoy Tyner (11.12.1938)) — один из тех музыкантов старой гвардии, что продолжает творить и на сегодняшний день. Не так давно, он был в Москве.  Тайнер завоевал себе особую нишу в жанрах Хард Бопа и модального джаза. Его работы в составе трио Тайнера лучшие в своем роде.

ЧЧик Кориа (Chick Corea (12.06.1941)) — настоящая находка для джаза. Стоит благодарить Майлза Дэвиса, который явил молодого пианиста миру. С именем Чика чаще всего упоминают современное развитие джазового фортепиано. Не многие знают, что в 1981 Кориа выступал в Москве вместе с великим вибрафонистом Гэри Бертоном. Не так давно, Кориа приезжал в Москву вместе с Бобби Макферрином. Кориа, счастливый обладатель 12 Грэмми и 48 номинаций на эту престижнейшую награду в области звукозаписи, а так же автор более 100 альбомов.

ХХерби Хэнкок (Herbie Hancock (12.04.1940)) — так же известен своими сотрудничеством с Майлзом Дэвисом. Помимо всего прочего, можно сказать, что до вмешательства Хэнкока, в джазе едва ли обнаружатся музыканты, столь тесно переплетающие джаз с соулом, латиной, фанком, роком и диско. Этот музыкант совершенно ничего не хочет знать о музыкальных границах. Композиция «Cantaloupe Island», служит ярким примером таких экспериментов.

P.S. Жалею что не хватило места на Бада Пауэлла (Bud Powell) и Хироми Уехару (Hiromi Uehara).

Виктор Радзиевский мл.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.