Пианист Леонид Чижик выступил в Москве

Пианист Леонид Чижик впервые за долгое время дал концерт в Москве

Рассказ об этом выступлении получится очень личным, и это неслучайно. С этим музыкантом у меня связаны особые чувства, поскольку я с детства слышал рассказы отца об этом человеке, о том, как он копировал манеры исполнения Оскара Питерсона, Эрролла Гарнера, и других «столпов» джаза, как он импровизировал на популярные советские шлягеры, открыто «общался» с публикой на музыкальном языке, прекрасно чувствовал слушателей и устраивал из своих концертов настоящее шоу (хотя такое слово, наверное в этом отношении тогда не применялось). Кстати, до того, как заняться сольными выступлениями, Чижик успел поиграть в трио Германа Лукьянова (1965-67), а затем в составе собственных трио, в первом из которых (1973-76) участвовал известный контрабасист Андрей Егоров. И, безусловно, самая известная пластинка — «Популярные мелодии Дж.Гершвина» (1978) совместно с гитаристом Алексеем Кузнецовым.  Дабы не быть голословным, в конце статьи прилагаю ссылку, откуда можно скачать этот альбом.

Так сложилось, что этот талантливейший музыкант в 1991 году уехал в Германию, где через некоторое время стал преподавать джаз в Ваймарской консерватории, а затем стал профессором в Мюнхенской. За последние годы он не очень жалует Россию своими концертами, нам только и остается, что переслушивать его альбомы, которые в последнее время появились в сети в открытом доступе (еще пять лет назад я с трудом нашел только один альбом Чижика в интернете). А если и приезжает, то за Урал — несколько лет назад он дал ряд концертов в Екатеринбурге, Челябинске и окрестностях, как-то раз совместно с Даниилом Крамером. Тот, кстати, до сих пор вспоминает «шесть уроков, которые когда-то взял у Чижика».

С годами игра Чижика сильно менялась, к концу 80-х он пришел к тому, что сейчас называют contemporary jazz, этакие изыскания в духе Брэда Мелдау или Чика Кории (когда его тянет подальше от аккордовых звуков и ровной метрики). Но на концерте в Свердловской филармонии в 2009 г. он исполнил неожиданную программу — как классическую, с симфоническим оркестром так и… не очень классическую. На Youtube до сих пор лежат записи с тех концертов, где Чижик отменно исполняет «Подснежник» в джазовом переложении, а также арию Татьяны из «Евгения Онегина» — по его заверениям, «известный джазовый стандарт», и многое другое. С этой стороны я его еще не знал, и с удовольствием обнаружил, какой глубиной стала обладать его игра, какие интересные гармонические переплетения в ней присутствуют. Сдержанность, мелодика, богатство гармонических ходов — это то, к чему может придти музыкант лишь с возрастом, с опытом — какой бы ни была талантливой, к примеру, японка Хироми Уехара, даже ей до этого еще далеко.

В этот раз он привез в Россию свой новый альбом, который записал недавно вместе с саксофонистом Флорианом Трюбсбахом (Florian Trübsbach) и представляет собой джазовые переложения произведений Шопена. Но на обратном пути из Челябинска, где прошла презентация новой программы, Леонида Аркадьевича неизвестно какими пирогами заманили в клуб Бутмана в Москве, и он выступил 14 марта с сольной программой, а 15 марта — в дуэте с тем самым саксофонистом, фамилию которого я уже произносил, и больше не рискну.

Поскольку билеты были запредельно дорогими, я не колеблясь выбрал первый день, так как надеялся услышать что-нибудь из давних его хитов. Людей пришло совсем немного, всего несколько десятков человек, и то, как сказал Леонид Аркадьевич, почти каждого пришедшего он мог бы назвать по имени. Преимущественно в зале были его знакомые и давние поклонники его творчества. Он сказал, что привык больше к классическому формату концерта, и было видно, что ему и вправду непривычна эта камерная атмосфера. К тому же, маэстро забыл шпаргалку со списком произведений, поэтому выступление стало во всех смыслах импровизированным.

Несмотря на то, что, по его словам, местный рояль пришелся ему не совсем по нраву, выступление выдалось просто феерическим. Предпочтение было отдано произведениям Джорджа Гершвина, Ирвинга Берлина (причем в пользу более малоизвестных песен), и, конечно, собственных произведений: мне запомнилась «Баллада» с удивительными гармоническими решениями. Кстати, она присутствует в альбоме «Лента Мёбиуса» (1987). Еще была исполнена балладная композиция, которую Чижик посвятил своей матери. Стиль, в котором она написана, мне показался довольно несвойственным для Чижика, однако в подобной многогранности и заключается высшей степени мастерство. А вот произведение «Лунный свет», явно отдающее чик-кориевским влиянием, я ни на одном из его альбомов впоследствии не нашел. Во время исполнения гершвиновской Nice Work If You Can Get It публика аплодировала чуть ли не в каждом квадрате…

Вечер слишком быстро закончился — мы даже не успели опомниться, попросить сыграть что-нибудь из старенького на бис. Он мгновенно ретировался, вернувшись лишь через четверть часа, намереваясь усесться за стол со своими старыми московскими знакомыми (среди прочих зрителей в зале оказались Анатолий Кролл, Алексей Подымкин, Сергей Манукян…), но мы с отцом успели его перехватить и немного пообщаться, уверив, что спустя три десятка лет он остался тем же искрометным Леонидом Чижиком, которого отец, будучи в моем возрасте, в конце семидесятых, ходил слушать в залы московских ДК, не пропуская ни одного выступления. В ответ Леонид Аркадьевич, улыбнувшись, позвал к себе в Мюнхен учиться — оказалось, что в Ваймаре он уже не преподает.

фото:Павел Корбут

фото:Павел Корбут

На следующий день была запланирована программа  «Шопен.Джаз» в дуэте с саксофоном, ее отправились слушать мои родители. Вернулись с прекрасными впечатлениями, заодно подписав на память пластинки, которые были у нас дома — несколько альбомов, в том числе и самый первый — «Инструментальное трио Леонида Чижика», 1973 года. Подписывая ее, он заявил, что нынче такой экземпляр дорогого стоит. Впрочем, мы и сами это знали.

Одного только жаль — теперь у меня одной мечтой меньше.

Leonid Chizhik, Vasily Aleshkin

фото:Виктор Радзиевский

Трио Леонида Чижика — Джордж Геpшвин. Популярные мелодии (1978)

1. Swanee
2. But Not For Me
3. Someone to Watch Over Me
4. Lady Be Good
5. Embraceable You
6. Clap Your Hands
7. Summertime

Леонид Чижик — фортепиано
Алексей Кузнецов — гитара
Алексей Исплатовский — контрабас

Скачать альбом

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.