John Coltrane & Sonny Rollins: Tenor Madness (1956)

Tenor Madness

T«Tenor Madness» (1956)  или «Безумие теноров» — исторический поединок Джона Колтрейна (John Coltrane) и Сонни Роллинза (Sonny Rollins).

John Coltrane

Wanted

Для Джона 1956 год стал особенным. Колтрейн записал с Майлзом Дэвисом (Miles Davis) такие альбомы как «Relaxin», «Cookin», «Steamin» и «Workin». Он все еще никак не мог избавиться от пристрастия к наркотикам, но, будучи под крылом Майлза целый год, с 1955, Джон приобрел колоссальную популярность у публики. Дэвис предпринял несколько попыток заставить Колтрейна завязать, но это случится лишь двумя годами позже, в 1958 году.
В этот же год Сонни Роллинз покинул квинтет Клиффорда Брауна (Clifford Brown) и Макса Роуча (Max Roach), приступив к записи своих первых сольных альбомов: «Mooving Our» (1956), » Way Out West» (1957). Промежуток между 1956-1958 годами считается переломным для Роллинза. Тогда он показал себя как прогрессивный талантливый саксофонист и фактически по-настоящему заявил о себе всему миру.
В 1956, оба саксофониста по отдельности успешно сотрудничали с Майлзом Дэвисом и его коллективом, но вопрос: когда же два молодых таланта скрестят «саксы», и кто лучший, уже давно висел в воздухе. В записи принял участие коллектив Майлза Дэвиса, но без его личного участия. Состав бэнда был, разумеется, самый звездный: пианист Ред Гарланд (Red Garland), Пол Чамберс (Poul Chamers) — бас, Филли Джо Джонс (Philly Joe Jones) — ударные.

Sonny RollinsT«Tenor Madness» буквально взорвал джазовый мир того времени. Фотографии Колтрейна и Роллинза украшали передовицы «Downbeat» и других изданий, о них шептались в кулуарах как любители, так и критики: кто же победил?! Прошло больше полувека, но вопрос все еще остается открытым, и едва ли вы сможете ответить на него однозначно. Незначительное большинство критиков убеждено, что Сонни все-таки одержал пусть не сокрушительную, но весьма значительную победу над великим мэтром.
Tenor Madness переполнен концептуальными импровизационными идеями. Заявленный поединок, вне всяких сомнений, был лишь хорошим pr-ходом двух хороших друзей, которые хотели показать мастерство на грани возможностей музыкантов того времени. Мы можем разглядеть, как по разному оба молодых саксофониста работают с гармонией и мелодией произведений: во многом все еще подражая друг другу, они прокладывают дорогу к собственному неповторимому почерку.

Уже через пару лет каждый из этих двух музыкантов захватит свою нишу. Колтрейна ждет прыжок в авангард и открытие новых пределов в импровизации «Giant Steps» (1959), «Coltrane Jazz» (1960), «A Love Supreme» (1964), а Роллинз останется верен своему стилю, продолжая держать марку одного из самых виртуозных саксофонистов в джазовой истории. Противоречивый гений Джон Колтрейн сгорит очень быстро (1967), что же до плодовитого задиры Сонни Роллинза, то ему в этом году исполнится 85 лет, и он все еще радует искушенную публику концертами.

Виктор Радзиевский мл.

Cкачать альбом

Personnel:

 

Track listing:

1. Waltz For Debby
2. Goodbye
3. Who Cares? (take 5)
4. Venice
5. Toy
6. Elsa
7. Nancy (With the Laughing Face)
8. Know What I Mean? (Re — take 7)
9. Who Cares? (take 4)*
10. Know What I Mean? (take 12)*

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.