Marvin Gaye: Trouble Man (1972)

Trouble Man. Marvin GayeПослушать альбом

ССегодня я хотел бы рассказать об альбоме Марвина Гая (Marvin Gaye) Trouble Man, ведь именно с него началось мое знакомство с джазом. Многие приходят в джаз постепенно, шаг за шагом, начиная с прослушивания популярных композиций Армстронга или Фитцджеральд, т.е. произведений общедоступных, не требующих тех или иных музыкальных пристрастий, далее понемногу втягиваются и слушают уже более изощренные вещи.  Я же с разбегу очутился в самом центре расовой музыки. Свой первый альбом помню и до сих пор, хотя времени уже прошло немало, и именно о нем пойдет речь, и именно им я хочу поделиться с уважаемыми читателями.

Для начала переместимся в далекие восьмидесятые, в годы активной борьбы чернокожих за свои права. Марвин Гай, находящийся в депрессии после смерти Тамми Террелл, охотно идет на конфликт с руководством Мотауна (MOTOWN),  давшим четкую установку избегать социально острых тем в своих песнях, и выпускает революционный как для себя, так и для всей музыки альбом «What Going On». Вдохновленный именно судьбой чернокожего населения, идеями борьбы за равенство, искоренение дискриминации и жизнью гетто, Марвин выпускает концептуальный альбом вместо ожидаемого «простенького» и напрочь коммерческого. Творческий и коммерческий успех альбома сложно переоценить.
Через два года выходит до неприличия откровенный альбом «Lets Get It On», каждая песня которого – это секс, представленный в музыкальном виде. Не удивительно, что альбом называют сексуальной революцией Ритм’н’блюза.

ВВот так вот между двумя шедеврами гения «князя Мотауна» теряется любое упоминание об альбоме «Trouble Man», который ничуть не хуже выше упомянутых. Альбом датирован 1972 годом, когда в сфере киноиндустрии активно развивался жанр эксплуатационного кино, в частности, так называемый Blaxploitation, посвященный жизни гетто и чернокожих.

На 1972 год запланирован выход фильма «Trouble Man», саундтрек к которому написал только что получивший миллионный контракт с Мотаун Марвин Гай.

Всем известны картины «Shaft» и «Superfly», в частности своими саундтреками, которые Ясик Хейс (Isaac Hayes) и Кёртис Мэйфилд (Curtis Mayfield) исполнили в привычной для себя «стаксовской» манере. Но Марвин Гай пошел дальше и изменил своему стилю для написания саундтрека, сделав его более лирическим и чувственным, обогатив его джазовыми мотивами и превратив его в шедевр.

Для записи альбома Гай пригласил музыкантов из Funk Brothers и Hamilton Bohannon, ну а полный список музыкантов выглядит так:

  • MarvinGaye: Вокал, ударные, клавиши, синтезатор.
  • TrevorLawrence: Альт, тенор и баритон саксофон.
  • DaleOehler: духовые.
  • EliFountain: альт-саксофон.
  • MartyMontgomery: сопрано-саксофон.
  • GenePage: струнные.
  • BobRagland: фортепиано, струнные.
  • JamesAnthonyCarmichael: духовые.

Trouble Man. Marvin Gaye

ННазвание «Неудобный человек» (Trouble Man) описывает судьбу главного героя фильма, который весьма «неудобен» для преступников своими принципами, но название несет в себе и скрытый подтекст, описывающий отношение общества к чернокожим, как к «лишним», «неудобным» людям.

Весь фильм пропитан идеями равноправия и борьбы за свободу, а потому неудивительно, что Марвин пытался сделать саундтрек как можно лучше, вложить в него столько сил  и стремлений, чтобы донести до зрителя волновавшие его идеи. И у него это прекрасно вышло! Саундтрек идеально играет эмоциями слушателей, создавая крайне эпичный эффект, усиливая чувства зрителей.

Главная тема фильма переписывалась Гаем пять раз, альтернативные версии разнились вокалом, клавишными и саксофонным соло в каждой из них. Музыкант старался наиболее точно передать черты характера Мистера Т, и потому все силы вложил в инструментальное оформление альбома. Вокал же можно услышать в небольшом количестве в композициях «Poor Abbey Walsh», «Cleo’s Apartment», «Life is a Gamble», «Don’t Mess with Mister T» и «There Goes Mister T».

Альбом получил положительные оценки и благоприятные отзывы у многих критиков, заглавная тема фильма вошла в чарты.

ХХотелось бы сказать пару слов о жанре альбома. Марвин Гай известен как фанк\соул исполнитель, однако это не помешало ему написать великолепный джазовый альбом «Trouble Man». Объяснить этот факт можно, процитировав великого Рэя Чарльза: «Genius + soul = jazz».  Рей определенно прав, ну а Марвин Гай – определенно Гений. Приятного прослушивания.

 Алексей Стреляев.

Послушать альбом

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.