James Carter: Момент импровизации сакрален. Для джазового музыканта он сродни молитве.

James Cater

Baker's Keyboard LoungeССегодня хочется вас познакомить с преинтереснейшим концертным альбомом одного из самых ярких джазовых музыкантов современности — саксофониста, флейтиста и кларнетиста — Джеймса Картера (James Carter). Запись состоялась в «Baker’s Keyboard Lounge» в 2004 году и успела понаделать много шуму как среди критиков, так и требовательной публики, которая 10 лет назад знала Картера несоизмеримо меньше чем сейчас. Это также была первая концертная запись Джеймса, которая вошла в его официальную дискографию и, разумеется, не с проста. Компанию ему на этом концерте составили три других не менее именитых саксофониста: Дэвид Мюррей (David Murray), Франц Джексон (Franz Jackson) и Джонни Гриффин (Johnny Griffin). Ритм секция: Леонард Кинг (Leonard King) — ударные, Джеральд Гиббс (Gerard Gibbs) — орган, Кенни Кокс (Kenny Cox) — фо-но, Ральф Армстронг (Ralph Armstrong) — контрабас.

Послушать альбом

Великолепный фразировщик, Картер без труда использует всю палитру своего инструмента и за выступление меняет свою трость с десяток раз. В его руках саксофоны способны кричать, плакать, смеяться и словно бы разговаривать с аудиторией вторя ее настроению. Для каждой композиции маэстро подбирает особую трость и саксофон (в его коллекции их более чем 50 разновидностей). Где-то мы его видим играющим на сопрано в нижнем регистре, мгновением позже по залу разносится звук баритона на «повышенных тонах». Для Картера не существует пределов в диапазоне, это один из немногих саксофонистов, который имеет абсолютную монополию на звукоизвлечение. Многие музыковеды и критики сходятся во мнении, что в техническом отношении на сегодняшний день Джеймсу Картеру нет равных. С этой точкой зрения тяжело поспорить даже тем, кто за глаза называет Картера «цирковым» музыкантом и шоумэном. Думается, что лучшей иллюстрацией возможностей этого саксофониста является композиция «Freedom Jazz Dance«, которая идет третьей на этой пластинке.

James Cater

James Cater

ККогда мы говорим о Картере как о выдающемся виртуозе, то без тени сомнения вспоминаем другого легендарного музыканта, который уже носил этот титул в эпоху свинга. Речь, разумеется, идет об Эрле Бостике (Earl Bostic). Именно с ним чаще всего сравнивают исполнительскую манеру Картера. Арт Блэйки писал: «Никто не знал лучше технические возможности саксофона, чем Бостик». Как и у Картера сегодня, игра Бостика была перенасыщена богатыми обертонами и имела заметный крен в ритм-н-блюз. Но если для блюза такая стилистика является общепринятой, то для джаза эти приемы скорее имеют характерный признак гиперболы. Картер вне всяких сомнений в этой своей манере тяготеет именно к блюзу. Нужно только прислушаться, чтобы обнаружить, как же сильно его вдохновляют неукротимая блюзовая экспрессия, трогательная искренность и особый выразительный шарм этого жанра. Подчас Джеймс излишне грубоват, а порой даже несколько вульгарен. Пожалуй, именно это и позволяет ему не только витать где-то в небесах, но и быть здесь и сейчас на земле — честным со своей аудиторией, сопричастным ее потребностям. На мой взгляд, это самая значимая его черта.

ВВо время своего единственного визита в Москву в марте 2012 года, под занавес своего тура, Картер посетил «Mariachi Sax Boutique«, где провел мастер-класс. Впечатлениям со мной до сих пор делятся самые разные музыканты, которым повезло оказаться на этом празднике жизни. Вы бы видели, как горят их глаза при упоминании об этом беспрецедентном событии! Джеймс делился с российскими музыкантами своим особым восприятием музыки. По его мнению, музыка это не больше и не меньше, чем непосредственный диалог с Богом, нечто совершенно особенное. Момент импровизации, на его взгляд, сродни молитве, сакрален для джазового музыканта, ведь именно в нем тот может быть по-настоящему свободен и честен. Джеймс Картер также абсолютно уверен, что мы учимся у джазовых стандартов пониманию самих себя и в этом и есть великая миссия джаза.

Должен признаться, что затаив дыхание пересматривал этот мастер-класс несколько раз. Он оставляет самое неизгладимое впечатление и ценен далеко не только саксофонистам.

james_carterРРодился 3 января 1969 в Дейтройте (Мичиган). Игрой на саксофоне, Джеймс увлекся в 11 лет. Его стремительная карьера началась в 1986 году, когда он сделал запись  в студенческом ансамбле Университета Искусств Детройта. В 1991 году состоялась его совместная запись с трубачом Лестером Боуи (Lester Bowie). Его последующий альбом Jurassic Classics (1994) оказался в топе джазовых чартеров. Для относительно молодого саксофониста это был ошеломительный успех. В дальнейшем это мотивировало Джеймса к записи последующих альбомов: The Real Quiet Storm (1995), Conversin’ With The Elders (1996), In Carterian Fashion (1998), and Chasin’ The Gypsy (2000).

Денис Ковалев (Jazz-Квадрат) отмечает, что главный поворот в карьере Картера случился в октябре 1994 года, когда он дал ряд концертов в Нью-Йоркском клубе «Iridium». Именно там он заслужил признание и получил успех у публики.

В 2004 году Картеру была вручена престижнейшая премия — The Dr. Alaine Locke Award, которая присуждается за развитие и продвижение афро-американской культуры.

Сотрудничал с Cyrus Chestnut, Wynton Marsalis, the Mingus Big Band, Regina Carter .

Виктор Радзиевский мл.

Official Site

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.