Eugen Cicero: Swinging Tschaikowsky (1966)

Swinging Tschaikowsky"(1966)

ККогда речь заходит о пластинке Юджина Цицеро (Eugen Cicero — 1940-1997 — в др. пер. Ойген) «Swinging Tschaikowsky«(1966), то невольно проводится параллель с великим детищем Дюка Эллингтона (Duke Ellington) под названием «The Nutcracker Suite» (1960), или же просто «Щелкунчик». Эллингтон и Стрейхорн на целых шесть лет опередили предприимчивого Цицеро в поисках нового звучания для бессмертных работ Петра Ильича Чайковского.Eugen Cicero

Можно предположить, что вскоре после того как Цицеро услышал «The Nutcracker Suite», его одаренную голову и посетила нестандартная мысль о том, что раз Эллингтон смог аранжировать Чайковского оркестром, то почему бы не попробовать сделать то же самое, но в составе «комбо»?!

Выходец из Румынии, Цицеро в возрасте 22 лет бежал в ФРГ, где, очевидно, искал спасения от следующей по пятам советской действительности. Если верить легенде, то случилось это во время его гастролей по Германии. Восхищенный поклонник укрыл Юджина в своей квартире, а позже помог с получением статуса политического беженца. Несмотря на то, что большая часть семьи Цицеро осталась в Бухаресте, туда он больше не возвращался.

Юный талант Южина к классической музыке оценили еще в его глубоком отрочестве, когда в шесть лет он выступил в Бухаресте вместе с городским оркестром. Его исполнению Моцарта аплодировали стоя. Затем он окончил Бухарестскую консерваторию, где и остался преподавать вплоть до своей эмиграции.

ВВ отличие от США, где «приджазованная» классика еще с середины 50-х перестала быть в новинку, Цицеро пришлось преодолеть скепсис европейских современников и инерцию культурной среды, чтобы его работы наконец-то увидели свет. В желании слить воедино миры академический и джазовый, он обращался за идеями то к Баху, то к Шопену и вопреки каждодневной критике классических музыкантов, которые каждую его работу воспринимали как глумление над великим наследием цивилизации, он в скором времени все же смог стать новым мостом между двумя планетами — классикой и джазом. Пожалуй, это один из первых случаев, когда за джазовую аранжировку классики взялся именно академический музыкант, а не джазовый. Уже вскоре его свинговые интерпретации классической музыки стали получать популярность по обе стороны океана и Цицеро осыпали комплиментами от Берлина до Нью-Йорка.

Eugen Cicero

Наконец, молодому и амбициозному пианисту исполнилось 26 лет. Вдохновленный Эллингтоном и Стрейхорном он поспешил взяться за аранжировку композиций Петра Ильича Чайковского. К участию в записи Цицеро пригласил своих европейских коллег — Питера Уайта (Peter Witte) — контрабас и Чарли Антолини (Charly Antolini) — ударные.

Если Эллингтон в своей «The Nutcracker Suite» лишь осторожно касается творчества русского гения, предлагая интересные фактуры, с уважением оглядываясь на классическую парадигму (первичность композиции над исполнением), то Цицеро берется за Чайковского с ясным пониманием того, что оригинальные краски будут утрачены чуть более чем полностью. Он великодушно сохраняет настроение композиции, подчеркивает их лиричность, но придает им совершенно иной шарм. Почерк Цицеро сродни манере Оскара Питерсона: яркий, непринужденный, отзывчивый и жизнеутверждающий. Некоторые работы Цицеро по ошибке иногда даже подписывают именем Питерсона. Но теперь то, нас не введут в заблуждение?!

Виктор Радзиевский мл.

Послушать альбом

Personnel:

  • Eugen Cicero — piano
  • Peter Witte — double-bass
  • Charly Antolini drums.

Track listing:

  • Introduction, 1. Akt, Op.20,
  • Piu Mosso, 2. Akt, Op.20
  • Andante und Thema, 2. Akt, Op.20
  • Ouverture Miniature, «Nutcracker»
  • Alt-Französisches Lied
  • Neapolitanisches Lied

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.