Государственному музыкальному училищу эстрадного и джазового искусства (ГМУЭДИ) исполнилось 20 лет.

Феликс Лахути

Феликс Лахути

Ко дню рождения принято делать подарки. Тем более к юбилею. Государственному музыкальному училищу эстрадного и джазового искусства (ГМУЭДИ) исполнилось 20 лет. Альма-матер пришли поздравить выпускники разных лет – звезды отечественного и мирового джаза.

Скорее, это подарок и самим себе – своей безмятежной, полной надежд юности, своему выбору профессии, тернистого пути в искусстве. Если хотите — зрелое признание в любви к джазу.

Говорят, джазу научить невозможно. Как невозможно научить свободе как таковой. Свободе мыслить «не как все», «не как принято». У джаза нет единой формулы, как, очевидно, нет и единой формы его содержания, единственно признанного стиля. У джазового долгожителя Сонни Роллинза есть знаменитая «Сюита свободных». Так вот, джаз – это бесконечный музыкальный диалог свободно мыслящих людей.

Хорошо обученный музыкант играет, «как в нотах», а талантливый джазмен еще и размышляет. Этому и попытались 20 лет назад научить новое поколение музыкантов первопроходцы отечественного джаза Анатолий Кролл, Герман Лукьянов, Игорь Бриль, Михаил Ковалевский, Юрий Елоян, Николай Левиновский, Валерий Мелехин, Юрий Саульский, Юрий Чугунов…

Ирина Казунина

Ирина Казунина

С первого дня основания единственное в стране училище джазового искусства возглавляет Ирина Казунина.

В России появились целые династии джазовых музыкантов: пианист Игорь Бриль и его сыновья – саксофонисты Александр и Дмитрий, пианисты Михаил и Яков Окунь, барабанщик Эдуард Зизак и его дочь – певица Полина Зизак, гитарист Николай Головня и его сын саксофонист Сергей…

Училище стало настоящей семейной фабрикой звезд. На юбилейном концерте, например, кроме отца и дочери Зизак выступило трио в составе пианиста Алексея Чернакова, его сестры контрабасистки Дарьи Соколовой-Чернаковой и мужа Дарьи саксофониста Романа Соколова.

Концерт в Центральном доме работников искусств был организован при помощи Министерства культуры России, лично министра Владимира Мединского. И был сверстан с большим музыкальным вкусом.

Юлиана Рогачева

Юлиана Рогачева

Пианист Дмитрий Илугдин и скрипач, и вокалист Феликс Лахути выступают вместе на разных площадках страны и мира почти 15 лет. Играют, как правило, серьезный джаз, а тут подарили публике музыкальную шутку «Утро» — композицию, написанную Феликсом Лахути. Это спонтанная импровизация, в которой участвовал… зал. Илугдин размышлял за роялем, а Лахути, виртуозно импровизируя на скрипке, «пошел в народ». Он наугад подходил к одному из зрителей, просил его «ущипнуть» любую струну, и моментально продолжал импровизировать со звука, извлеченного зрителем. Так повторялось раз, другой, третий… Пока лихой скрипач не подошел к профессору Игорю Брилю. Бриль, как и положено строгому преподавателю, усложнил музыканту задачу и не тронул струну скрипки, а щелкнул по ней пальцем. Раздался сухой, как выстрел, полый звук, в котором Лахути тоже уловил начало мелодии. И тут же вместе с пианистом подхватил в виртуозной импровизации, чем вызвал восторг искушенного в джазовых фокусах зала.

Свежо смотрелся дуэт пианиста Матвея Григорьева и трубача Ивана Акатова. Матвей и Иван исполнили философскую пьесу Херби Хенкока. Певица Юлиана Рогачева, кроме второй премии популярнейшего джазового конкурса-фестиваля в Монтре (Швейцария), получила и приз зрительских симпатий, что едва ли не почетнее самого Гран-при. Голос певицы, манера исполнения, пластика Юлианы под стать ее имени – лишены малейшей «джазовой агрессии», деликатны, по-матерински нежны… Рогачева исполнила композиции Рида Эванса, Дэйва Манна и свою собственную.

М-Артель (Органавты)

М-Артель (Органавты)

Стилистический контраст концерта подчеркнул квартет Николая Добкина и Михаила Леванова «М-Артель», который предложил слушателям музыкальное путешествие по джазовым стилям – от блюза до фри-джаза, не минуя «психоделик» и хард-боб. Получилось круто.

Сергей Головня

Сергей Головня

Квартет Сергея Головни (к слову, выпускника и преподавателя ГМУЭДИ) исполнил композицию Хораса Силвера. Альт-саксофон Головни был неповторим в своей светлой скорби — у музыканта не так давно ушел из жизни отец, известный джазовый гитарист.

Озорной, зажигательный номер показала Алевтина Полякова — единственная в нашей стране «джазвумен», кто прекрасно играет на саксофоне, тромбоне, да еще и поет. Алевтина очень востребованная и желанная гостья джазовых фестивалей и клубов России.

День рождения без сюрприза все равно что барабанщик без палочек. На десерт гостям юбилейного концерта подарили оригинальную редакцию старейшей композиции Сонни Роллинза «Сюита свободных».

Зал расходился с неодолимым желанием встретиться и на следующем юбилейном концерте.

Автор — Сергей Арсеньев

Оригинал статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.