Интервью с Дмитрием Купцовым, главным джаз-мануш музыкантом страны!

 

Дмитрий Купцов (Фото: Роман Купцов)

Дмитрий Купцов (Фото: Роман Купцов)

17 января 2016 года я побывал на знаковом для российской джазовой сцены концерте, который проходил на втором этаже клуба Алексея Козлова. Выступала группа Djangoband: Дмитрий Купцов – гитара, Георгий Яшагашвили – гитара и Марк Гайдар – контрабас, также был приглашенный гость Николай Добкин – фагот. Любителям джаз-мануш (цыганский джаз, джипси-джаз), а именно в этом стиле ребята играют, группа хорошо известна. О джаз-мануш рассказывать не буду, наберите в любом поисковике имена Django Reinhardt и Stephane Grappelli, и все узнаете сами.

Так почему я назвал этот концерт знаковым? Дело в том, что на суд зрителей были представлены авторские композиции Дмитрия Купцова. Авторская музыка – редкость для мирового сообщества цыганского джаза (в основном все играют вечнозеленые стандарты, выражая себя через импровизацию), а для российских просторов это явление уникальное.

Я в волнении ждал начала концерта, очень было интересно что же будет… И было великолепно. Мелодии сразу же находили отклик во мне. Когда звучал повтор темы в конце пьесы, я уже знал ее, она была в голове. Поразила любовь, с которой группа отнеслась к каждой композиции. Не было ничего лишнего: продуманные вступление и кода, динамика, ну и конечно же виртуозные, стремительные, неудержимые соло, а иногда и глубоко чувственные, в балладах.

После концерта мне удалось немного пообщаться с Дмитрием Купцовым.

Павел: Дмитрий, когда ты начал заниматься музыкой, как пришел к цыганскому джазу?

Дмитрий: Начал играть довольно поздно, как я считаю. Лет в 16 попал в кружок. Какого-то системного образования не было, но именно тогда я понял, что хочу заниматься музыкой на сто процентов. Решил поступать в музыкальное учебное заведение. Так как у меня не было знаний по теории сольфеджио, а они требовались при поступлении, я пошел дополнительно заниматься к Николаю Михайловичу Головне. Позже я поступил в МОКИ к нему же. Здесь началось мое знакомство с джазом в общем. До этого темы Карлоса Сантаны были самыми джазовыми произведениями из того, что я мог сыграть. А тут меня сразу окунули в джаз, и я понял, что ничего не понимаю. Какая-то сложная музыка, не понятно за что зацепиться. В целом интересно, но нет чего-то своего. Но однажды Николай Михайлович дал кассету с саундтреком из к/ф «Сладкий и гадкий», и сказал, что надо поснимать на слух. Я просто «зафанател». Снял все гитарные партии. Спросил у Головни про стиль музыки. Он ответил, что это в духе Джанго Рейнхардта. Тогда я понял, что это Моя музыка. Начал погружаться в нее с головой. Николая Михайловича замучил. Он говорил: «Ну сколько можно? Давай что-нибудь еще! Надо пробовать разное!» — но я из года в год стоял на своем.

Павел: Получается ты сразу остановился на джипси джазе?

Дмитрий: Да, через полгода обучения я понял, что хочу это изучать. Информации не было никакой. Интернет на запрос Django Reinhardt не выдавал ничего, кроме каких-то компакт-дисков, которые можно было купить за рубежом. Это сейчас обилие информации, а там не было ничего.

Павел: Ты тогда играл на гитаре обычной, или джипси?

Дмитрий: Я играл на гитаре обычной какой-то период, но потом у меня была оказия, и я в Германии купил первую мануш-гитару Gitane. Тогда это для меня было как в сказке. Она до сих пор висит у меня дома, как первый инструмент, который я выстрадал. Когда ты понимаешь, что играть надо на других гитарах, а купить их у нас тогда было не реально… Смотришь на картинки, и думаешь, что никогда у тебя не будет такой.

На фото слева направо сидят: Георгий Яшагашвили (гитара), Дмитрий Купцов (гитара); стоят: Марк Гайдар (контрабас), Николай Добкин (фагот).

На фото слева направо сидят: Георгий Яшагашвили (гитара), Дмитрий Купцов (гитара);
стоят: Марк Гайдар (контрабас), Николай Добкин (фагот). (Фото: Роман Купцов)

Павел: Как создавался Djangoband?

Дмитрий: Когда я закончил учиться, поиграл там-сям. Хотелось быть музыкантом, но это сложный момент.  Однажды к нам на концерт пришел Георгий Яшагашвили, потому что ему кто-то сказал, что есть «чуваки», которые играют мануш.

Павел: А ты тогда с кем играл?

Дмитрий: Я тогда играл с Женей Немовым в Gadjes band. Тогда же этот бэнд и прекратил свое существование. Это был где-то 2005 год. Мы пообщались с Гошей, поняли, что нам нравится именно это направление, и договорились вместе собираться дома, и играть. Это продолжалось года два. Тогда некуда было идти, мануш-джемов не было. Иногда я играл с Алексеем Бадьяновым, со скрипачом Владимиром Железным. Вообще мне очень повезло, что я попал в ансамбль Бадьянова, потому что музыкант там чувствует себя очень комфортно. Алексей очень много знает, хотя сам играл тогда мейнстрим и кул-джаз в большей степени. Потом шло время, мы играли с Георгием. И в какой-то момент поняли, что надо формировать ансамбль. Так и образовался Djangoband. Но День рождения группы мы считаем с записи первого альбома.

Павел: Вы концертировали до выхода первого альбома?

Дмитрий: Не особенно много. На помощь пришла Екатерина Перелыгина, которую я уговаривал стать директором Djangoband. Она, посмотрев на нас, сказала: «Хватит сидеть дома, пора выступать». Екатерина член нашего ансамбля, она всегда присутствует на наших концертах и делает «заметки» из зала, которые мы потом сравниваем с нашими.

Павел: Сейчас вы много концертируете, и давай поговорим о сегодняшнем концерте. Что сподвигло вас к авторскому материалу, как накапливались темы?

Дмитрий: В определенный момент встала задача поиграть авторский материал, так как он появляется, появляется, и надо его куда-то реализовывать. Мы даже специально для этого уехали из города, чтобы как-то все срастить, подточить. В общем это была идея к альбому «Clair De Lune». Материал к этому времени накопился в виде набросков, полунабросков, завершенных вещей. Вообще тем было больше, но мы некоторые просто «зарезали».

Павел: Надо сказать, удачно «зарезали». Каждая вещ была очень интересная. Также мне понравилось, что при этом была сохранена традиция мануш.

Дмитрий: Спасибо.

Павел: Альбом «Clair de lune» был выпущен еще в 2014 году, почему только сейчас решили сделать концерт из авторских композиций?

Дмитрий: Набрался материал. Захотелось представить его отдельно. Вообще сейчас у меня период поиска своей индивидуальности в музыке. По этой же причине я решил переаранжировать те вещи, которые уже были записаны на диске, и представить их в новом варианте на этом концерте.

Павел: Интересно твое мнение. Какова ситуация в России с джаз-мануш. Приходят ли адепты? Расскажи о создании «Manouche club». Вообще происходит какое-то движение? Он расширяется или наоборот потихоньку умирает?

Дмитрий: Ты знаешь, он («Manouche Club») появился, когда я понял, что есть какие-то люди, которым нравится мануш. Они рассредоточены в огромной стране, их очень мало, но они есть. Возникла идея создать объединение, скажем так «союз меча и орала». Решили попробовать сделать на базе джемов. Первую встречу «Manouche Club» мы проводили под эгидой «Learnmusic» в магазине «DYNATONE», куда пришло человек 30. Это был успех для нас. Потом половина людей отпало, так как были и просто случайно зашедшие. Но туда же пришли и люди, которые по сей день остались в «Manouche Club». Это дало толчок к дальнейшему развитию. Все, с кем я познакомился, позитивные, увлеченные этим процессом люди. «Манушисты», типа «ну я так играю что-то», таких практически нет. Многое – это энтузиазм людей. Я их стараюсь подбадривать, подначивать — а давайте там попробуем, а давайте здесь — ребята реагируют на это «давайте». В принципе плохо конечно дела, если сравнить с Францией. Но если сравнить с Бразилией, то у нас все процветает.

Когда ребят вызвали на бис, к ним присоединилась известная джазовая певица Полина Касьянова.

Когда ребят вызвали на бис, к ним присоединилась известная джазовая певица Полина Касьянова. (Фото: Роман Купцов)

Павел: Расскажи о 1-ом Московском фестивале Джаз-мануш.

Дмитрий: Фестиваль пройдет в 2 дня: 24 января в джаз-клубе «ЭССЕ», и 27 января в клубе «Союз композиторов». Приедут наши друзья по мануш-клубу: Сергей Пустуев из Тюмени, Саша Раввич из Питера, Илья Настасий из Волгограда, который является организатором волгоградского мануш-клуба. Будут московские музыканты: Андрей Агафонов, Полина Касьянова, Алексей Кузнецов. Также примет участие скрипач из Швейцарии Vincent Milliuod.

Павел: По-моему, Vincent Milliuod не совсем мануш-скрипач.

Дмитрий: Да, он разноплановый музыкант, но мы познакомились на этой теме. Вообще история была забавная. Vincent пришел на джем в клуб Алексея Козлова, и спросил: «Не играет ли тут кто-нибудь мануш? » — ему сказали: «Да вон на соседней улице» — мы как раз играли в «Доме у дороги» на Щепкина. И он сразу пошел туда. Там мы познакомились, поджемили.

Павел: Есть ли планы по созданию полноценного альбома, состоящего только из авторских композиций?

Дмитрий: Планы есть, но пока абстрактные. Может «live» какой-то получится, может даже с сегодняшнего концерта. Записалось, говорят, хорошо.

Павел: Дмитрий, спасибо за разговор. Желаю тебе и «Djangoband» дальнейшего развития, творческих идей, внимательных слушателей, записи классных альбомов и много концертов по России и за рубежом.

Дмитрий: Спасибо, Павел.

Автор: Павел Жижикин

Фото: Роман Купцов

Comments are closed.