Скончался выдающийся американский джазовый пианист и композитор Don Friedman!

Скончался великий джазовый пианист и композитор Don Friedman!

Скончался великий джазовый пианист и композитор Don Friedman!

Предисловие: 30 июня, весь джазовый мир простился с выдающимся пианистом и композитором Доном Фридманом (Don Friedman (May 4, 1935 – June 30, 2016))!

Фридман никогда не был простым, доступным и понятным даже для большинства джаз-фанов. Возможно, по-этой причине, он всегда оставался сайдмэном и темной лошадкой для джазовой индустрии. Его музыке присущи неподдельная глубина, архитектурное мышление, вкрадчивость и лаконичность. Каждая фраза, каждая сыгранная нота служили поставленной художественной цели и не могли быть случайными.
Вдохновленный работами Билла Эванса и Скотта ЛаФаро, он, тем не менее, не превратился в подражателя, одного из многих, чей голос затерялся бы во-времени. Там, где Эванс предлагал импрессионизм и лирику, Фридман осмысленно уходил в философию и диалектику, оставаясь, более прохладным и методичным. Находя все новые и новые композиторские решение в классическом авангарде и свободной импровизации, он, удивительным образом, не позволял экспериментам подменять собой музыку.
Джазу никогда не восполнить эту утрату. Дон Фридман — одна из самых недооцененных фигур в его истории!
Дебютный альбом Фридмана A Day in the City (1961), в свое время, произвел на меня такое сильное впечатление, что я осмелился, пусть 50 лет спустя написать на него единственную русскоязычную рецензию. Она была опубликована на сайте Radio 1jazz.ru около 3 лет назад.
1961 год был настолько плодовит на яркие альбомы, что A Day in the City попросту затерялся в чреде других выдающихся релизов Колтрейна, Дэвсиса, Эванса, Эддерли, но я продолжаю считать, что это также лучшая работа Фридмана, за исключением, быть может, его сотрудничества с великолепным венгерским гитаристом Аттиллой Золлером (Attila Zoller).
Сегодня, я предлагаю Вам вновь послушать этот блистательный альбом и почтить память выдающегося музыканта!
Don Friedman: The Day in The City!

Don Friedman: The Day in The City!

ППеред нами один день из жизни большого города: магический круг без конца и начала, пульсирующий и дышащий организм, который прибывает в вечном движении. Контролируемый хрупкими правилами, этот живой хаос больше всего напоминает сцену большого театра, где актеры невольные заложники нескончаемой вереницы событий в сменяющих друг друга декорациях. Настоящая жизнь, разыгранная среди стальных исполинских небоскребов, длинных подвесных мостов, выложенных гранитом площадей и набережных, без конца и края.

Don Friedman

Don Friedman

Пластинка пианиста и композитора Дона Фридмана (Don Friedman, 1935) «The Day in The City» (1961) состоит из шести композиций, каждая из которых посвящена различному периоду дня на Манхэтане в Нью-Йорке: «Dawn», «Midday», «Rush Hour», «Sunset», «Early Evening», «Night».
Этот альбом стал дебютной работой Фридмана в составе собственного трио. Туда вошли молодой двадцатипятилетний контрабасист Чак Израиль (Chuck Israel), начавший в этот же год свою карьеру в рамках трио Билла Эванса (Bill Evans), где он сменил погибшего в аварии Скотта ЛаФаро (Scott La Faro) и барабанщик Джои Хант (Joe Hunt), который уже успел отметиться на пластинках секстета Джорджа Рассела (George Russell). Запись была сделана на лейбле Riverside всего за один день 12 июня 1961 г. Срок неприлично малый для создания столь непростой и гениальной музыки, которая и спустя пятьдесят лет поглощает наше внимание без остатка.

Chuck Israels

Chuck Israels

ДДебют Фридмана пришелся в самый разгар модальной революции начала 60-х. Решительным образом на него повлияла близкая дружба с одним из главных фортепианных новаторов в истории джаза — Биллом Эвансом. Можно принять этот факт как само собой разумеющийся, так как с момента выхода в 1959 г. альбома первого великого квинтета Майлза Дэвиса (Miles Davis) «Kind Of Blue» джазовый мир ловил каждое слово Эванса. Модальный джаз нес в себе новую концептуальную и во многом революционную для хард-бопа философию, параллельно шли эксперименты Орнетта Коулмана (Ornette Coleman) и Сесила Тейлора (Cecil Taylor) с фри-джазом, в США продолжала цвести и пользоваться популярностью современная авангардная академическая музыка, например, в исполнении Гюнтера Шуллера (Gunther Schuller).

Joe Hunt

Joe Hunt

Все эти тенденции нашли отклик в творчестве Дона Фридмана: использование новых ладовых созвучий, сложных аккордов, отдельных элементов сериальной техники, тонкой динамической нюансировки, а также архитектурного мышления. Каждую из шести композиций отличает и совершенно особенное ритмическое чувство, в чем, несомненно, большая заслуга Чака Израиля и Джои Ханта. Ритм-секция ненавязчиво, но скрупулезно ведет линию, создавая то самое нужное для полета мысли Фридмана музыкальное пространство. Волшебство!
УУмный элегантный джаз Фридмана был тепло встречен критиками, а несколько композиций заняли верхние строчки в чартерах журнала Down Beat. В 1965 по опросу тех же критиков, Фридман был признан лучшим молодым джазовым пианистом США (New Star) и вновь удостоен специального приза Down Beat. Игра Фридмана бесконечно интеллигентна, осмысленна и многомерна, что впрочем нашло отражение не только в альбоме «The Day in The City», но и в последующих его работах, например, с выдающимся венгерским гитаристом Аттилой Золлером (Attila Zoller), саксофонистом Ли Кониццем (Lee Konitz), контрабасистом Доном Томсоном (Don Thompson). За период предшествующий записи с собственным трио в 50-е, да и в последующие годы Фридман завоевал себе репутацию блестящего сайдмэна и великолепного аккомпаниатора. Мы без труда сможем различить его игру на некоторых записях Чета Бейкера (Chet Baker), Бадди Де Франко (Buddy DeFranco), Орнетта Коулмена, Скотта ЛаФарро (Scott LaFaro), Джо Хендорсона (Joe Henderson), Элвина Джоунса (Elvin Jones), Чарльза Лойда (Charles Lloyd), Кларка Терри (Clark Terry) и многих других.

Мне невероятно повезло год назад послушать этот альбом на «виниле» и в подробностях изучить оригинальную аннотацию от журнала Down Beat. За это да и за само знакомство с Доном Фридманом я бесконечно благодарен своему хорошему приятелю Ивану Шанину.

Виктор Радзиевский мл.

Послушать альбом

Comments are closed.